Известно, что выбор профессионального направления является одним из ключевых этапов в жизни каждого человека и определяет успешность его роста, самореализации и счастья. Закладываются основы этого еще на этапе обучения в школе и конкретизируются к ее окончанию. Предполагается, что в ВУЗы или колледжи поступают уже определившиеся в профессиональном плане молодые люди. Но это далеко не так!!!
Цель – создание и автоматизация профориентационного инструмента, который помогает молодым людям определить свои сильные и слабые стороны, профильные предметы для ЕНТ, профессиональные направления в соответствии с классификатором специалоьностей РК и найти свое истинное призвание в построении успешной карьеры на современном рынке труда.
Многолетний научно-педагогический опыт работы в высшей школе Абдуллаевой Гульзиры Олжабековны (29 лет, кандидат педагогических наук, ассоц.профессор, автор более 100 научных публикаций по психологии и педагогике) показал, что отсутствие системной профориентации в нашей стране напрямую отражается на уровне и качестве образования, на удовлетворенности студентов обучением в вузе, на стремлении трудоустроиться по специальности и др.
Именно собственный преподавательский и исследовательский опыт натолкнул на поиск путей развития системы профориентации в Казахстане. Обладание экспертностью в области психометрики, психодиагностики, позволило понять, что базой для развития профориентации в стане выступает наличие валидного, надежного и репрезентативного диагностического инструмента. К этому пониманию добавилось участие в качестве психометриста в проекте Edunavigator.kz от BTS Education и вступление в IASC. Все это подтвердило правильность выдвинутых предположений. И началась активная работа над созданием такого теста, который необходимо было разработать на русском и казахском языках. К этой работе подключился студент Рехерт Мартин и в течение 3-х лет командой был разработан профориентационный тест на двух языках, лишенный возрастных ограничений, синхронизированный с классификатором специальностей РК, позволяющий получить рекомендуемые предметы для ЕНТ, автоматизированный с помощью Телеграмм-бота занимает 5-7 минут, а результаты предоставляются незамедлительно.
Мы апробировали его в течение 3 лет на более чем 5 000 школьников и 2 500 студентов вузов, получили авторское право.
И вот сейчас начали активную работу по продвижению и коммерциализации результатов нашего проекта. Приняли активное участие в фестивале Qadam Fest, где бесплатно провели более 20 экспресс-консультаций, на основе нашего инструмента. Наш проект стал победителем в номинации «Лучший проект бизнес-инкубирования университета Туран».
Однако проект LabPro не ограничивается только внедрением теста. Он также включает в себя создание профориентационного образовательного центра, который будет работать в тесном сотрудничестве с учебными заведениями и консультационными службами. LabPro предлагает учреждениям образования интегрировать результаты теста в свои приемные программы. Это поможет учебным заведениям привлечь студентов, наиболее подходящих для их программ. Центр предоставит персонализированную поддержку и рекомендации старшеклассникам, помогая им сделать информированный выбор.
Проект LabPro предоставляет значительные преимущества для профориентации в Казахстане и оказывает положительное воздействие на общество в целом:
Таким образом, проект LabPro играет важную роль в повышении качества профориентации в Казахстане, что в итоге приводит к позитивным изменениям в обществе.
Контакты: +77057016042 Гульзира, email: lab.org.pro@gmail.com.