Джессика Кианг: Рецензия на фильм «Становление»: тихие воды текут глубоко в тонком казахском взрослении
Джессика Кианг – кинокритик, эссеист и автор Variety, Она опубликовала рецензию на фильм Жаннат Алшановой в Variety (произн. Вэра́йети, с англ. — «разнообразие»), в ведущей американской еженедельной газете, которая cпециализируется на кино, телевидении, театре, музыке и индустрии развлечений, издается с 1905 г. Джесика с 2022 года является международным кинопрограммистом кинофестиваля в Белфасте, международный критик, пишет для Variety, освещает основные европейские и азиатские фестивали. Работает для Sight & Sound, BBC Culture и The Playlist, где пять лет была редактором раздела «Особенности». Живёт между Берлином и Лондоном. В своих работах освещает кинокритику, теорию авторов, историю кино, экспериментальное кино и международные кинофестивали. В 2024 году получила награду Film Critics Circle International за «переопределение транснационального кинодискурса». В 2023 году стала участником престижной программы Berlinale Critics Fellowship. В апреле 2025 года — член отборочного комитета Берлинского международного кинофестиваля.
Впечатляюще сдержанный дебют известного режиссера короткометражных фильмов Жаннат Алшановой искусно показывает коварные течения перехода казахского подростка во взрослую жизнь.
Без энтузиазма поднимаясь по лестнице отеля, 17-летняя Мила (великолепная Тамирис Жангазинова) излучает атмосферу усталости от мира. Отчасти она заслужена — как мы быстро узнаем, это далеко не первый раз, когда ее ветреная мать Далида (Асель Калиева) подхватывает Милу и ее младшую сестру Лину (Медина Сагиндыкова) и обещает им особое время вместе, пока она оправляется от очередной романтической неудачи. Но отчасти отношение Милы наигранно, за показным подростковым презрением скрывается настороженная детская уязвимость. Как с холодным состраданием подмечено в изысканно проницательном дебютном фильме Жаннат Алшановой « Становление », иногда те, кто, кажется, безмятежно покачивается на поверхности, на самом деле отчаянно пытаются удержаться на плаву.
Учитывая, что немногие центральноазиатские фильмы, попадающие в международный (и особенно на западный) прокат в том или ином году, часто подчёркивают определённую культурную инаковость, особенно приятно, что «Становление» вместо этого обращается к гораздо более широкому опыту молодёжи. Далида и её дочери — представительницы среднего класса, городские жители с широким кругозором. Лина привыкла развлекаться видеоиграми. Мила же привязана к своему смартфону и прекрасно владеет пассивной агрессией, которая приносит удовлетворение: нужно лишь взглянуть на номер вызывающего абонента и отклонить звонок.
Тем временем Далида без колебаний летит за границу, чтобы встретиться с мужчиной, которого обещала Миле больше не видеть. Конечно, она снова оставит девочек одних, но разве она не будет часто с ними общаться? Разве она не оставила кучу денег на такси и тому подобное? И разве этот отель с полным пансионом не курорт с полным пансионом? В её отсутствие Мила сначала пытается нерешительно присматривать за младшей сестрой, но вскоре её отвлекает перспектива найти своё собственное племя.
Однажды, плавая в бассейне отеля, она возмущается советами по технике плавания и дыханию, которые ей дал незнакомец. Но когда она видит его снова чуть позже, тренирующим команду из пяти девушек примерно её возраста, она заинтригована. Его зовут Влад (Валентин Новопольский), а девушки – команда по плаванию на открытой воде, которую он готовит к участию в важных региональных соревнованиях. Со стороны Миле эта небольшая компания кажется на удивление сплочённой, а слегка загадочная аура Влада, властного и требовательного, словно придаёт ей ту структуру, которой не хватает в её собственной домашней жизни.
И вот, с её характерной смесью наглости и застенчивости, она просит разрешения присоединиться к их тренировкам и радуется, когда одна из девушек, Мадина (Энлик Козыке), небрежно берёт её под своё крыло. Но затем на нелегальной вечеринке у бассейна случается трагедия, и последствия двоякие. Во-первых, когда следственные органы не могут связаться с её матерью, это возвращает Мину в орбиту её отчуждённого деда, уважаемого — или, может быть, всё же внушающего страх? — бывшего государственного чиновника. А во-вторых, это открывает место в команде, так что Мина внезапно оказывается вовлечённой в борьбу за положение в иерархии, где её стремление к признанию со стороны сверстников быстро перерастает во что-то более тёмное и гораздо менее скромное. Это соперничество между девочками усиливается их растущей сексуальностью, которая окрашивает их борьбу за одобрение Влада и высвобождает в Миле инстинкт эгоизма, который наводит на мысль, что она не так уж сильно отличается от своей матери, как ей хотелось бы верить.
Создаётся впечатление, что «Становление» в своей энергичной 93-минутной форме само по себе является продуктом довольно безжалостной самодисциплины Алшановы. Фильм носит следы некоторой постскриптумной переработки: некоторые сокращения и пропуски намекают на то, что отдельные моменты – это рудиментарные остатки более обширных и тщательно проработанных сюжетных линий. Но эта лаконичность не мешает динамике фильма, а, напротив, выделяет его, подкреплённая элегантным монтажом Лилы Десилес. Наряду с богатой, но неброской операторской работой постоянного оператора Леоса Каракса Каролин Шампетье, которая намекает на скрытые глубины каждого кадра, «Становление» становится прекрасным примером того, как настроение и ритм могут вносить не меньший вклад в развитие фильма, чем сюжет.
Только отношения бабушек и дедушек можно было бы прояснить чуть больше, да и то лишь немного. То, что есть, особенно сцена званого ужина, где остро ощущается неловкость поколений, во многом способствует созданию провокационного контекста авторитарной политики постсоветского Казахстана. Но Алшанова не так озабочена аллегорическим изображением нового казахского поколения, борющегося с ограничениями унаследованных социальных структур. Вместо этого, благодаря захватывающей центральной игре (Жангазинова заслуживает того, чтобы быть в центре внимания) и уверенному импрессионистскому подходу, «Становление» представляет собой волнующий портрет одинокой молодой женщины, жаждущей принадлежности и освобождения от принадлежности, одновременно усваивая суровый урок: как бы вы ни плыли, некоторые подводные течения слишком сильны, чтобы от них избавиться.
Подробнее о: