Турандот – это собирательный образ женщин древней земли Турана, которые отличались не только своим умом, но многими другими чертами и качествами, делающими этот образ весьма привлекательным: от мужественной и сильной воительницы, готовой в любой момент защитить свою землю, до луноподобной, спокойной и заботливой жены, матери, хранительницы очага.
История демонстрирует массу примеров, когда европейские исследователи и не только были вдохновлены этими образами и самой атмосферой, культурой Востока. Так, имя Турандохт (Турандот) упоминается в сборнике «Тысяча и один день», вышедшем в пяти томах с 1710 по 1712 годы. Его автор – французский востоковед Франсуа Пети де ла Круа. Во вступлении к этому изданию он писал, что в 1675 году оригинал персидского манускрипта ему передал исфаханский дервиш Моклес (Moclès, или Мохлис Mukhlis).
Таким образом, Франсуа Пети де ла Круа адаптировал сюжеты из разных источников в созданном им произведении, написанном по мотивам восточных преданий. Оно не является непосредственным переводом какого-то одного оригинального текста. К примеру, среди этих текстов была и поэма «Семь красавиц» азербайджанского поэта Абу́ Муха́ммеда Илья́са ибн Юсуфа, известного под псевдонимом Низами́ Гянджеви (1141–1209).
Версией итальянского драматурга Карло Гоцци стала пьеса, созданная им в 1762 году. В ней принцесса Турандот предстает как символ красоты, женственности и неприступности, непокорности. Она выдвигает жесткое условие претендентам на руку и сердце – разгадать три сложные загадки. Ее поведение продиктовано не столько гордостью или заносчивостью, сколько подспудным желанием быть в союзе с мужчиной, который покорит ее умом, благородством и широтой души, будет ей под стать.
Так легенда о Турандот превратилась в творческую интепретацию ряда историй из разных эпох, восточных легенд о красавицах Турана.
Итак, кто же она?
Мы добираемся до истины непростым путем, изучая историю, первоисточники, предания и легенды, отделяя факты от художественного вымысла.
В современном прочтении образ Турандот задает новую парадигму смыслов, созвучных миссии нашего университета: «Культура, образование и наука во благо общества».
ТУРАНdot для нас сегодня – это часть глобальной истории и пространства: точка пересечения культур, науки, креативных индустрий и коммуникаций в цифровом мире.
Культура. Мы видим формирование культурной и академической идентичности всех участников образовательного процесса в реализации идеи более глубокого погружения в исторический контекст, скрупулезного изучения наследия и культурного кода, необходимости постоянного развития благодаря осознанию своих истоков в настоящем и их проекции в будущее. Ведь история развивается всегда по спирали. Ассоциируем это с новым брендом «Турандот» как символом осознанности, наполненности, разносторонности и самосовершенствования.
Образование и наука. Турандот – это воплощение интеллекта и силы знаний в действии. Её загадки требуют мудрости и детального понимания ситуации в рамках ее контекста, гибкости и неординарности в подходах к решению. Это коррелирует с вызовами, с которыми сталкиваются те, кто учится в университете, и их академическими достижениями. Эпоха неопределенности и непрестанной изменчивости мотивирует все время обновлять имеющиеся знания, использовать междисциплинарные подходы и синергетические эффекты.
Студенческая жизнь. Молодые люди, как и претенденты на руку Турандот, проходят через множество испытаний и учатся решать сложные задачи самостоятельно. Они должны проявлять настойчивость и умение разбираться в непростых вопросах, чтобы обрести опыт, получить результат, достичь своих целей.
Молодость – это энергия, стремление к новому, познанию неизведанного, попытки понять и обрести себя. Принц Калаф, который в конце концов разгадывает загадки Турандот, олицетворяет молодого человека, готового преодолеть любые трудности ради своей мечты.
Ведь вершины покоряются тем, кто верит в себя и стремится к успеху!
Как гласит легенда, принцесса Турандот являет собой символ свободы воли, мудрости и силы духа. Осознание всей мощи наших предков в воплощении этого собирательного образа дает нам возможность надеяться и верить, что Турандот станет настоящей покровительницей студентов. Чтобы ощутить ее поддержку и почувствовать воодушевление, нужно выполнить один обряд – потереть несколько раз ее туфельку, представляя себя в счастливую минуту своего успеха. Но надо знать секрет – принцесса с бóльшим желанием помогает тем, кто каждый день усердно трудится. Если ты не жалеешь сил и времени на обучение, саморазвитие и точно знаешь, чего хочешь, – удача всегда будет сопутствовать тебе на самых сложных экзаменах и этапах судьбы!
После всех успешно пройденных испытаний не забудь поблагодарить Турандот за ее благосклонность и помощь – посмотри ей в глаза и скажи от сердца: «Рахмет!».
Мы как потомки могучего Турана надеемся, что эти простые действия, наполненные особым смыслом, станут доброй традицией, запечатлеют духовный посыл веры в свои силы, во всё лучшее, в покровительство родной земли и наших предков, олицетворением которых выступает Турандот.
И наши сердца исполнены надежды, что эта скульптура гордой дочери Великой степи придаст еще больше шарма и неповторимости облику прекрасного города Алматы, став его новой уникальной достопримечательностью, местом единения молодых людей с их стремлением к просвещению и созиданию.